Наряду с гражданами, потерявшим работу и которым необходима поддержка государства в виде пособия по безработице, встречаются лица, скрывающих свою занятость и стремящихся получить обманным путём пособие по безработице.
Профилактика незаконного получения пособия по безработице и выявление лиц, незаконно получающих пособие, – одно из направлений деятельности органов службы занятости населения Ленинградской области.
Категории граждан, отнесённые к тем лицам, которые не имеют права на регистрацию в органах службы занятости в качестве безработных и, соответственно, на получение пособия по безработице, определены в статье 2 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации». В эту категорию входят:
· работающие по трудовому договору, в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы;
· зарегистрированные в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей, а также нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, и иные лица, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию;
· занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам;
· выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера, предметами которых являются выполнение работ и оказание услуг, авторским договорам, а также являющиеся членами производственных кооперативов (артелей);
· избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность;
· проходящие военную службу, альтернативную гражданскую службу, а также службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы;
· обучающиеся по очной форме обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, включая обучение по направлению государственной службы занятости населения (далее - органы службы занятости);
· временно отсутствующие на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой, призывом на военные сборы, привлечением к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе (альтернативной гражданской службе), исполнением других государственных обязанностей или иными уважительными причинами;
· являющиеся учредителями (участниками) организаций, за исключением учредителей (участников) некоммерческих организаций, организационно-правовая форма которых не предполагает права учредителей (участников) на получение дохода от деятельности этих организаций, включая членов товариществ собственников жилья, а также членов жилищных, жилищно-строительных, дачных, гаражных кооперативов и иных специализированных потребительских кооперативов, создаваемых в целях удовлетворения потребностей граждан, которые не получают доход от их деятельности;
· являющиеся членами крестьянского (фермерского) хозяйства.
Кроме того, безработными не могут быть признаны граждане, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации назначена пенсия.
При регистрации граждан в качестве безработных им разъясняется действующие законодательство, последствия за представления документов, содержащих заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также других недостоверных сведений.
Граждане ошибаются, считая, что выявить «мнимых безработных» очень сложно. В этих целях налажено взаимодействие с налоговой службой, органами внутренних дел, органами социальной защиты населения, работодателями, осуществляется проверка дел безработных граждан. В центрах занятости населения действует единая база, по ней инспекторы могут проследить все факты «трудового прошлого и настоящего» гражданина. Нередки случаи, когда о подобных фактах нарушения законодательства сообщают работодатели, которым кажется подозрительным, что сотрудник утаивает трудовую книжку, часто поступают сведения от соседей и знакомых «мнимых безработных».
За 2014 год специалистами центров занятости населения Ленинградской области проверено 6802 дел безработных граждан на предмет выявления лиц, незаконно получающих пособие по безработице. В 158 делах были обнаружены нарушения, в том числе 51 случай сокрытия гражданином факта занятости при признании его безработным и 106 случаев сокрытия безработным гражданином факта, когда он утрачивает право на пособие.
Сумма возвращенных средств составила более 504 тысяч рублей, причем основная часть граждан возвращают незаконно полученное пособие в добровольном порядке.
В случае отказа от добровольного возвращения незаконно полученных сумм, незаконно полученные суммы взыскиваются в судебном порядке, а материалы по факту незаконного получения пособий передаются службой занятости в органы внутренних дел для возбуждения административных или уголовных дел.
В суды для принудительного взыскания незаконного полученного пособия центрами занятости населения в течение 2014 года было подано 2 иска, по которым вынесены решения о взыскании с граждан незаконно полученных средств.
Гражданин, получивший пособие по безработице незаконно, может быть привлечен к уголовной ответственности по статье 159 УК РФ «Мошенничество» или к административной ответственности по статье 7.27 «Мелкое хищение».
Уголовный кодекс Российской Федерации называет мошенничеством хищение чужого имущества или приобретение права на получение чужого имущества путём обмана либо злоупотребления доверием.
То есть, основанием для возбуждения уголовного дела по статье 159 “мошенничество” Уголовного кодекса РФ может служить сокрытие гражданином факта занятости, предоставление фиктивной справки о среднем заработке, предоставление трудовой книжки с ложной записью, сокрытие безработным гражданином факта трудоустройства либо назначения трудовой пенсии и т. д. Вопрос о привлечении к уголовной ответственности решает суд. При вынесении приговора одновременно решается вопрос о возмещении материального вреда, причиненного государству. В случае попытки получения пособия по безработице обманным путем, согласно пункту 2 статьи 35 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», прекращается выплата пособия по безработице с одновременным снятием с учета в качестве безработного.
Наказание за данное преступление предусмотрено в виде штрафа в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы (либо иного дохода) осуждённого за период до одного года.
Суд может также назначить обязательные работы на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительные работы на срок от шести месяцев до одного года, или арест на срок до четырёх месяцев. Может грозить также и лишение свободы на срок до двух лет. В 2014 году по фактам незаконного получения пособия по безработице центрами занятости населения Ленинградской области направлено в правоохранительные органы 9 материалов, по которым было возбуждено 5 уголовных дел.
Центры занятости населения обладают всей необходимой информацией и технологиями, позволяющими обнаружить и устранить случаи попытки незаконного получения гражданами пособия по безработице. Не стоит рисковать своей репутацией и честным именем, вставая на скользкий путь подлога и обмана государства.
О случаях мошенничества «мнимых безработных» можно сообщить в центры занятости населения.
Информация предоставлена пресс-службой Комитета по труду и занятости населения Ленинградской области